Меню сайта

Меня поддерживают
  • Сайт Жамили Каниевой
  • Одежда для девочек
  • Портал для мужчин Qman.kz
  • Фотостудия в Алматы
  • Женский журнал

  • Архив записей

    Календарь
    «  Сентябрь 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930

    Статистика

    Главная



    | RSS


    Камила Каниева


    Понедельник, 17.06.2019, 16:17
    Главная » 2010 » Сентябрь » 28 » КОБЫЗ
    22:35
    КОБЫЗ


    По мнению известного этномузыковеда В. Бахмана, кобыз – самый древний струнно-смычковый инструмент. В 70-е – 80-е годы прошлого столетия европейские исследователи В. Бахман и С. Дончев убедительно доказали, что кобыз и ему подобные смычковые инструменты кочевых народов Центральной Азии – древние прототипы таких распространенных сегодня во всем мире красивых струнных инструментов, как скрипка и виолончель.

    Многие исследователи поддерживают мнение о том, что кобыз тесно связан с миропониманием кочевника и в некотором роде моделирует строение его космоса. Тому свидетельство – чудесный миф о том, как Коркут Ата, создавший кобыз, сидя на воде, долго завораживал своей игрой на кобызе смерть, и о том, как смерть все же настигла его в облике каракурта, ужалив в тот момент, когда кюйши заснул лишь на мгновение… Казахские баксы (шаманы) и кюйши одинаково поклонялись Коркуту, и если баксы исполняли сарыны Коркута, то кюйши – его кюи.

    Кылкобыз относится к смычковому двухструнному инструменту. О нем упоминается еще в книге "Китаби деде Коркут”, датируемой XVIII-IX вв. Слово "кыл” связано со струнами из конского волоса. Кылкобыз был в употреблении у баксы (шаманов) и народных исполнителей.

    Две струны кылкобыза, состоящие из 104 конских волосков, издают целую гамму обертонов при соприкосновении смычка. Колорит и густота звучания инструмента во многом зависели от силы прикосновения смычка, а также от высоты звука, при котором обертона звучали то гнусаво, то пискляво, то бархатно-густым сочным тоном.

    История кобызового исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами баксы – шаманов. Кобыз служил средством общения баксы со своими духами-помощниками (аруахами). Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров.

    Для кобызовых кюев характерна звукоизобразительность: подражание вою волков, крику лебедя, бегу коня, звуку пущенной стрелы.

    Кылкобыз, широко известный и в настоящее время в народе, – небольшой по размерам инструмент, на котором исполняются кюи.

    Наркобыз же – инструмент с большим чашеобразным основанием, на дно которого встраивались зеркальные пластины, а на головку подвешивались различные металлические подвески; звук наркобыза низкий, гудящий. На этом инструменте, если верить преданиям, играли в основном баксы.

    Древними кобызистами (носителями кобызовой традиции) были бақсы, абызы (жрецы, старейшины) и жырау (древний тип эпического певца-сказителя), но дошли имена лишь некоторых из них. Так, мы можем говорить об известных по казахскому эпосу и легендам Сыпыра жырау, Кетбуга жырау, о баксы Койлыбае, Кербала, Каракожа, Шумен, Баубек, Жамансарт, Тилеке и других. Загадочный цикл кюев Коркута (о Коркуте) унаследовал Сокыр Нышан, который, будучи баксы, был, вероятно, замыкающим в традиции исполнения кобызовых кюев в сфере шаманского ритуала.

    Но золотым веком кобызовой инструментальной музыки нужно считать XIX век. В это время жили и творили такие известные кюйши, как Ханкожа, Ерден, Дукен. И все же самым крупным, можно сказать, великим кюйши, наследие которого в более или менее полном виде дошло до нас, стал Ыхлас Дукенов, родившийся еще в середине 19 века.

    Род Ыхласа называют семипоколенным родом кобызистов. Глубоко усвоив наследие – мелодии Коркута, Сарыны баксы, Ыхлас вдохнул в кобыз новую жизнь, по-настоящему развив в своем творчестве ветвь кобызовой инструментальной музыки. Учениками и последователями Ыхласа стали его родной сын Тусипбек, знаменитые кюйши Абикей и Сугур. Они стали наставниками видных кобызшы современности – Жаппаса Каламбаева (1909-1970) и Даулета Мыктыбаева (1904-1976), которые в трудные времена переломной эпохи смогли передать наследие Ыхласа в руки следующего поколения музыкантов.  Именно им мы сегодня обязаны сохранению традиции игры на инструменте и музыкального кобызового наследия. Это "с их рук" были записаны бесценные творения прошлого, они первыми шагнули на концертную эстраду, первыми стали учителями по классу кыл-кобыза, открывшегося в Алматинской консерватории в 1968 году.





    Просмотров: 4074 | Добавил: Камила | Теги: культура, kobyz, кобыз-прима, музыка, кыл-кобыз, коркыт ата, казахские народный инструмент, кобыз | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Vitali  
    Your post has litefd the level of debate

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Мини-чат

    Погода

    Алматы


    Block title

    Поиск

    Copyright Kamila Kaniyeva © 2019