Меню сайта

Меня поддерживают
  • Сайт Жамили Каниевой
  • Одежда для девочек
  • Портал для мужчин Qman.kz
  • Фотостудия в Алматы
  • Женский журнал

  • Архив записей

    Календарь
    «  Сентябрь 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930

    Статистика

    Главная



    | RSS


    Камила Каниева


    Понедельник, 17.06.2019, 15:32
    Главная » 2010 » Сентябрь » 28 » Звуки, полные печали и надежды
    22:31
    Звуки, полные печали и надежды
    Казахи считают кобыз инструментом особым — существует мнение, что звуками кобыза можно лечить болезни. В интервью корреспонденту Ф обладатель четырех золотых медалей Всемирного чемпионата мировых исполнительских искусств, кобызистка Ляйля Тажибаева рассказывает об особенностях этого древнего музыкального инструмента.

    — Ляйля, создатель кобыза Коркыт Ата предсказал, что этот инструмент будет отражать живую природу, так ли это?
    — Звуки кобыза — драматические звуки, полные и печали, и надежды! Действительно, кобыз может и рекой журчать, и ветром шелестеть, и ребенком плакать, и волком выть! Что касается лечебных свойств, о которых много говорят, то кобыз мощно воздействует на подсознание. Это транс, гипноз! Шаманы очень быстро взяли его на во¬оружение и медитацией успешно лечили! Особенно психические заболевания. Таблеток ведь не было в древней степи! Я на себе испытала целебную силу кобыза. В детстве я была слабым и болезненным ребенком, уверена, что моим нынешним здоровьем я обязана кобызу.
    — Вы не преувеличиваете?
    — Нисколько! Кобыз может воспитать, закалить.
    — Ясно, что в Казахстане кобыз весьма популярен, но как вам удается привлечь к нему пристальное внимание европейской, американской аудитории?
    — В Голливуде проходил Всемирный чемпионат мировых исполнительских искусств. Было около трех тысяч участников из разных концов Земли. Выступали и танцоры, и певцы. А тут я со своим кобызом. Ничего похожего на яркое развлекательное зрелище. Я была в черных брюках и черной рубашке. Совершенно одна. Сольное выступление по всем четырем номинациям. По классике я исполнила «Испанский танец» Мануэля де Фалья, по современной обработке — «Боз Айгыр» Брусиловского, «Акку» Икласа и американское кантри.
    — Американское кантри на кобызе?!
    — Да, и по всем четырем номинациям мой кобыз победил. Я получила четыре золотые медали! Аплодировали стоя, потом подходили ко мне и удивлялись: «Что это за инструмент?! Что это за перевернутая скрипка!?». Я, конечно, с удовольствием воспользовалась случаем и рассказывала о кобызе. Все легенды и обо всех его возможностях. Ведь на таких конкурсах чувствуешь себя не просто музыкантом, а посланником своей Родины, своего народа. Это чувство никогда не покидает меня в зарубежных поездках. Однажды была ситуация, когда мне пришлось выступать в Алматы перед французскими гостями. Среди них был Жерар Депардье. Он попросил разрешения рассмотреть кобыз поближе и даже попробовать сыграть. Мне пришлось ставить ему пальцы на смычок, объяснять, как играть.

    СПРАВКА
    Кыл-кобы́з — казахский струнный смычковый музыкальный инструмент. Имеет ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку, большую плоскую головку, 2 струны. Нижняя, вытянутая, часть корпуса закрыта мембраной, верхняя, круглая, открыта. Общая длина инструмента 600¬—730 мм. Настройка квартовая.
    Кобыз-прима — классическая модификация кыл-кобыза, созданная в 1930-е годы по инициативе композитора Ахмета Жубанова. Снабженный верхней доской, вначале трехструнный, а впоследствии и четырехструнный звучный оркестровый инструмент, он напоминает перевернутую скрипку.
    — Вот тут вам пригодился преподавательский опыт. К слову сказать, вы, наверное, самый молодой заместитель декана в консерватории. Вы строгий руководитель?
    — Боюсь, что да. Я считаю, что дисциплина, ответственность должны быть привилегией не только науки или армии. Лохматые и рассеянные гении — это миф. Ничего нельзя добиться в искусстве, особенно в музыке, без самоконтроля, дисциплины и бесконечного трудолюбия.
    — При всем почтении к кобызу меня смущает один вопрос: ведь этот инструмент предполагает жесткий традиционный репертуар. Не ограничивает ли это развитие? Не обречены ли вы исполнять одни и те же произведения?
    — Для народного инструмента — кыл-кобыза — традиционно есть около 40 кюев. Но, к счастью, для национальной казахской музыки замечательный композитор Ахмет Жубанов создал на основе кыл-кобыза инструмент, называемый кобыз-прима, который близок к современной скрипке. Конечно, были и те, кто не сразу приняли его, возражали: что это за гибрид? Но кобыз-прима, сохраняя уникальность кыл-кобыза, дает возможность играть мировую скрипичную музыку. Сейчас трудно себе представить ансамбль казахских народных инструментов без кобыз-примы.
    Я играю и на кыл-кобызе, и на кобыз-приме. Это дает мне возможность исполнять произведения Паганини, Баха, Сарасате, Моцарта, Чайковского.
    — А как вы относитесь к эстрадной музыке, в частности к ее современным отечественным представителям?
    — Ох, это больной вопрос! Много неумелого подражания западной эстраде и российской, которая в свою очередь тоже кому-то подражает. Таким образом, получается «слабое подражание слабому подражанию». Часто музыкантам не хватает вкуса. Есть претензия на исполнение, нет качества. Но я не только критикую, а и сочувствую им. Во многих зарубежных странах начинающий музыкант, подающий явные надежды, попадает в умелые руки продюсеров, менеджеров, агентов. Они его и одевают, и рекламируют. У нас все приходится делать самому. Ты сам себе и агент, и певец, и на дуде игрец. Сам организовал себе зал, сам забежал на сцену и спел. Потом сам бежишь и всем платишь.
    — Но вернемся к кобызу. Кого вы считаете своим учителем?
    — В Алматы — это прежде всего мой педагог Меруерт Каленбаева. Но в принципе мой учитель — каждый, у кого хорошая музыка. Одно только казахское великое музыкальное прошлое чего стоит — Даулеткерей, Казангап, Курмангазы!..
    ДОСЬЕ
    ТАЖИБАЕВА Ляйля
    Окончила факультет народной музыки Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, преподаватель кафедры кобыза и заместитель декана этого факультета. Продюсер, руководитель и солист исполнительской группы национальных инструментов «Инжу».
    Автор: Зауреш ЕРГАЛИЕВА

    Просмотров: 2335 | Добавил: Камила | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Мини-чат

    Погода

    Алматы


    Block title

    Поиск

    Copyright Kamila Kaniyeva © 2019